«УГ Москва», №03 2017: "Путь навстречу" 16.01.2017

Современные возможности инклюзивной практики в образовательной организации

В школу приходят разные дети, разные по своим характерам, особенностям и возможностям. И каждый новый учебный год совместно со сверстниками начинают обучение в нашем образовательном комплексе дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Право родителя ребенка с особыми образовательными потребностями на выбор образовательной организации для его обучения определяет актуальную позицию школы на обеспечение качественной образовательной услуги каждому обучающемуся. Делая выбор в пользу той или иной образовательной организации, родители руководствуются не только ее территориальной близостью, но и запросом на получение специальных образовательных условий с учетом особенностей конкретного ребенка в полной мере и адресно. Получение адресной помощи становится возможным, если в школе создана определенная образовательная среда и предусмотрен механизм, позволяющий отслеживать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося, выстраивать обучение с учетом особых образовательных потребностей и психофизических особенностей школьника, реализовывать систему комплексного сопровождения ребенка. Школа №2110 многопрофильный образовательный комплекс «Марьино» обеспечивает возможность получения образования различными категориями обучающихся в шаговой доступности. Нельзя не отметить, что это требует определенных управленческих решений и вдумчивого планирования деятельности по созданию условий для успешной адаптации и социализации ребенка в микросоциуме комплекса.
В настоящее время в комплексе созданы специальные условия для получения качественного образования детьми с ОВЗ разных категорий и инвалидностью, предоставляется комплексная психолого-педагогическая и социальная помощь, доступны расширенные возможности социализации каждого ребенка. В едином образовательном пространстве, создаваемом для всех обучающихся школы, дети с особыми образовательными потребностями - равноправные члены детского коллектива, партнеры и друзья. Сейчас у нас обучаются и воспитываются 412 детей с ОВЗ, общее количество детей с инвалидностью в комплексе 108 человек.
Обучение детей с ОВЗ сопровождается специалистами разного профиля в соответствии с нарушением развития: сурдопедагогами, тифлопедагогами, олигофренопедагогами, учителями-логопедами, педагогами-психологами, социальными педагогами, которые объединены в структурное подразделение инклюзивного и интегрированного образования.
Совокупность созданных условий (организационных, материально-технических, кадровых, психолого-педагогических) дает возможность ребенку с особыми потребностями с детского сада и до окончания школы быть в коллективе сверстников, обеспечивать непрерывность получения образования и предоставления коррекционно-педагогической помощи и комплексного сопровождения специалистов, позволяет достичь успешной социализации и адаптации. Инклюзивная образовательная вертикаль комплекса позволяет ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его родителю получать специализированную поддержку с полуторагодовалого возраста. В комплексе 9 групп кратковременного пребывания для малышей до 3 лет (в детских садах «Гармония», «Родничок», «Планета детства», «Аистенок», «Золотой ключик», «Радуга») и 4 группы раннего возраста (в детских садах «Лукоморье», «Планета детства», «Аистенок»). Специально организована группа кратковременного пребывания комбинированной направленности для слабослышащих детей (детский сад «Аистенок»). В дошкольном структурном подразделении (детские сады «Лукоморье», «Гармония», «Родничок», «Планета детства», «Аистенок», «Золотой ключик», «Радуга») открыты группы: из общего числа 59 групп - 5 групп компенсирующей направленности (для слабовидящих детей, детей с тяжелыми нарушениями речи); 15 групп комбинированной направленности (для детей с нарушением слуха, зрения, речи); 13 инклюзивных групп (в которые включены дети с задержкой психического развития, расстройством аутистического спектра, тяжелыми нарушениями речи, нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха). В группы компенсирующей и комбинированной направленности интегрированы дети со сложной структурой нарушения.
Наши родители особого ребенка знают, что мы всегда рады видеть их детей в числе первоклассников. В этом учебном году 76 ребят начали обучение по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и 2 по ФГОС обучающихся с умственной отсталостью. На уровне начального общего образования в комплексе функционируют инклюзивные классы, классы для детей с особыми образовательными потребностями, ресурсная зона для постепенного включения детей с расстройствами аутистического спектра в образовательную среду класса сверстников. Специально организовано и оборудовано структурное подразделение - начальная школа «Солнечный круг», в котором созданы условия медицинской реабилитации для слабовидящих обучающихся, сенсорное и развивающее пространство для социальной реабилитации инвалидов, здоровьесберегающий режим для различных категорий детей с ОВЗ, а образовательный процесс осуществляется в непосредственной связи с коррекционно-развивающим и оздоровительным.
Увеличение контингента детей с ОВЗ в начальной школе определяет потребность в специальной организации образовательного процесса на уровне основного образования. В настоящее время в комплексе открыты классы в 5-й и 6-й параллелях для детей с ОВЗ, инвалидностью и обучающихся с трудностями освоения основной общеобразовательной программы. Мы также начали реализацию инновационного проекта «IP-школа», в перспективе развития которого - использование дистанционных технологий на основе электронной образовательной платформы «Мобильная электронная школа» с 5-го по 11-й класс. Основу процесса обучения детей с ОВЗ определяет его гибкость и подвижность, возможность перестраивания организационных форм и использование вариативных образовательных моделей.
Большое внимание в рамках инклюзивного образования уделяется в комплексе вопросам нравственности и формированию толерантных установок у всех участников образовательных отношений. В настоящее время разработана и реализуется сквозная программа «Шаг навстречу», основной целью которой является социокультурная интеграция участников образовательных отношений и социальная реабилитация детей с инвалидностью и ОВЗ. Средствами достижения цели служат различные технологии и формы работы с педагогами, обучающимися и их родителями, иными сотрудниками образовательной организации, среди которых: форсайт-технологии, дельфи-метод, проектные технологии, воркшопы, социально-образовательные акции, веб-путешествия, видеомоделирование, метод социальных историй, медийные акции, тематические гостиные.
С целью выстраивания системы инклюзивного образовательного процесса в комплексе, способного обеспечить образовательную вертикаль и непрерывность получения специализированной помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями, организовано структурное подразделение инклюзивного и интегрированного образования. Миссия структурного подразделения - сделать доступным образование каждого ребенка с его возможностями и особенностями в сплоченном детском сообществе. В состав структурного подразделения объединены специалисты разного профиля, обеспечивающие комплексное сопровождение и систему специальных условий. На базе СП из числа его специалистов функционируют:
- Психолого-педагогическая служба сопровождения;
- Психолого-педагогический консилиум.
Основная деятельность службы направлена на проведение коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий и организацию сопровождения образовательного процесса в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение обеспечено на каждой из территорий образовательной организации. В каждом дошкольном и школьном структурном подразделении работают педагог-психолог и учитель-логопед, а при необходимости учитель-дефектолог. Работа специалистов строится на принципах междисциплинарного подхода и комплексности. Мы обращаем внимание на то, что при предоставлении помощи ребенку с особенностями развития часто требуется четкая согласованность в работе. Поэтому эффективно работаем в рамках психолого-педагогического консилиума, совместно отвечая на вопросы:
- Какие специалисты занимаются с ребенком и каковы основные направления их работы?
- Какие внешние ресурсы привлекались или должны быть привлечены для решения трудностей ребенка?
- Какие общие подходы должны присутствовать в работе с ребенком в соответствии с его индивидуальными возможностями?
Таким образом, мы рассматриваем консилиум как основной механизм реализации системной комплексной помощи.
Объединение специалистов разных структурных подразделений в единую службу психолого-педагогического сопровождения ставило перед нами ряд новых задач. Мы понимали, что каждое структурное подразделение, работая изолированно, имело свои особенности и в структуре, и в содержании, и в организации процесса. Перед нами стояла задача объединить специалистов в команду единомышленников, способную совместно решать проблемы, двигаться в одном направлении, дополнять в работе друг друга. В то же время было ясно, что такое объединение - это мощнейший кадровый ресурс, позволяющий развивать инклюзивную практику, простраивая образовательную вертикаль и расширяя возможность ребенка быть включенным в любое структурное подразделение.
Сегодня благодаря сопровождению специалистов в различных структурных подразделениях в группах и классах общеразвивающей направленности интегрированы дети с нарушением слуха (детский сад «Гармония», начальная школа «На Подольской» и начальная школа «Солнечный круг»), дети с расстройством аутистического спектра (детские сады «Гармония», «Планета детства», начальная школа «На Подольской» и начальная школа «Солнечный круг»), дети с задержкой психического развития (детские сады «Гармония», «Планета детства», начальная школа «На Подольской», начальная школа «На Батайском», гимназия «На Донецкой» и начальная школа «Солнечный круг»), дети с синдромом Дауна (детский сад «Лукоморье», начальная школа «Солнечный круг»).
Организация работы службы строится таким образом, чтобы реализовывалась возможность:
- обмена профессиональным опытом (включает заседания психолого-педагогического консилиума, взаимное консультирование, взаимопосещение занятий, наставничество начинающих специалистов);
- комплексного решения задач службы, обсуждаемого на совместных совещаниях;
- преемственности дошкольного и начального школьного образования, начального и основного школьного образования посредством проведения совместных заседаний психолого-педагогического консилиума;
- повышения профессиональной компетентности посредством семинаров, мастер-классов, проводимых в рамках службы;
- создания единого коррекционно-образовательного пространства посредством единых требований к документации и организации работы специалистов, единых подходов к диагностике особых образовательных потребностей;
- использования инновационных и коррекционно-развивающих технологий.
В качестве приоритета при выработке стратегии объединения мы определяли для себя не формальный принцип (самостоятельную работу отдельных учреждений под общим руководством директора), а принцип создания единого образовательного пространства комплекса, основанного на согласованной работе всех территориальных подразделений с учетом уникальности и специфики каждого из них.
В 2015-2016 учебном году охват коррекционной работой обучающихся составил:
- учителя-дефектологи - 232 обучающихся;
- учителя-логопеды - 570 обучающихся;
- педагоги-психологи - 911 обучающихся (включенные в индивидуальную и групповую коррекционную работу).
В 2016 учебном году школа №2110 МОК «Марьино» была награждена дипломом лауреата первой степени Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» в номинации «Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования».

Антон Баталов,
директор школы №2110, к. п. н., заслуженный учитель РФ,
Аделя Вильшанская,
руководитель структурного подразделения инклюзивного и интегрированного
образования, к. п. н
«УГ Москва», №03 от 17 января 2017 года